МОАУ "Домбаровская СОШ №2"
п.Домбаровский
  • Электронное обучение и ДОТ

    Электронное образование - это обучение человека знаниям и навыкам с использованием цифровых технологий.
    Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Электронное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту острую проблему современности. Маловероятно, что электронное образование сможет когда-нибудь полноценно заменить классическое образование, однако использование технологий делает обучение интересным и эффективным, а также обладает рядом существенных преимуществ:

    • новые технологии усвоения информации
    • постоянный контакт с учителем
    • гибкость — ученики могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте

    К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Современные  школьники — в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются школьниками, — знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационно-коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.

    На сегодняшний день один из самых популярных видов электронного образования – это смешанное обучение. И это совершенно не удивительно, ведь именно такой формат позволяет использовать все преимущества электронного обучения, не теряя при этом и сильных сторон обучения «живого», традиционного.

    Федеральный проект "Цифровая образовательная среда"

    «Цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

    ЦОС включает в себя:

    - Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;

    - Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;

    - Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

    Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:

    • обновление его содержания,
    • создание необходимой современной инфраструктуры,
    • подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
    • создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

    Функции ЦОС

    Можно выделить следующие функции, реализуемые ЦОС:

    • дидактические - хранение и агрегация учебного содержания (контента);
    • организационно-управленческие - администрирование деятельности ОО в целом;
    • вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).

    Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:

    • система управления обучением (Learning Management System, LMS);
    • система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).

    Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.

    Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч. 

    К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.

    Направления развития ЦОС для эффективного функционирования

    Выделяют следующие направления развития:

    • разработка нового содержания (контента);
    • разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
    • развитие инфраструктуры;
    • организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).

    Модель ЦОС

    Внешние структуры ЦОС

    Порталы электронного правительства и государственного управления

    1. Портал государственных услуг
    2. Порталы государственных закупок
    3. Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях
    4. Сервисы и услуги ФНС
    5. Информационный портал подключения к ФИС ФРДО и ФИС ГИА и защиты передачи данных
    6. Сервисы ПФР
    7. АИС "Контингент"

    Региональные и муниципальные электронные системы

    1. АИС "Цифровое образование"

    Внутренние структуры ЦОС

    1. Система обращений граждан на базе официального сайта школы
    2. Официальная группа в ВКонтакте
    3. Многоуровневая локальная сеть с разграничением доступа
    4. Беседы в ВК Мессенджере на базе платформы "Сферум"

    Задача проекта: 

    - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

    Как будет работать проект ЦОС в школах?

    Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

    ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

    Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

    • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
    • доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
    • возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
    • возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
    • возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
    • получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
    • автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

    Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

    Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

    Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформу разработало и запустило совместное предприятие mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование».

    Реестр рекомендуемых образовательных цифровых сервисов

    1. Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «Моя школа»
    2. Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (ИКОП «Сферум»)
    3. Платформа банка тренировочных заданий для подготовки к тестированию функциональной грамотности обучающихся (https://fg.resh.edu.ru/)
    4. Портал «Билет в Будущее» (https://bvbinfo.ru/)
    5. Портал «Единое содержание общего образования» (Конструктор рабочих программ)
    6. Портал «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/)
    7. Навигатор научно-методических разработок (https://apkpro.guppros.ru/navigator/)
    8. Библиотека цифрового образовательного контента (https://urok.apkpro.ru/)
    9. Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования (https://education.apkpro.ru/courses/)
    10. Портал ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (https://fipi.ru/)
    11. Витрина симуляционных центров (https://education.apkpro.ru/simulators/)
    12. Сервис «Разговоры о важном» (https://razgovor.edsoo.ru/)
    13. Государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (https://online.edu.ru/public/promo/)


    Домашнее обучение

    Законодательство о переводе ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья

    Законодательным основанием для возможности и порядка перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья служит:

    • Часть 1 п. 2 статьи 17 «Формы получения образования и формы обучения» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации";
    • Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
    • Статья 63 «Общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
    • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому";
    • Приказ Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

    Что такое домашнее обучение по состоянию здоровья

    Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать образовательное учреждение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому.

    Домашнее обучение по состоянию здоровья — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его обучение и успешную аттестацию. В то время как форма «семейного обучения», предусматривает открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей.

    В отличие от семейного обучения дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.

    Право ребенка на предоставление ему специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в РФ".

    Правовые нормы перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья

    В соответствии с принятым в 2012 году Законом об образовании дети могут получать общее образование как в образовательных учреждениях, так и вне их.

    Ребенок по медицинским показаниям имеет право: на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об образовании".

    Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает: перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.

    Признание за ребенком статуса инвалида учреждениями медико-социальной экспертизы для домашнего обучения возможно в том случае, если:

    • у ребенка имеются стойкие умеренные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности, начиная с первой степени;
    • одной из категорий жизнедеятельности, используемых для оценки социальной недостаточности несовершеннолетнего ребенка при проведении медикосоциальной экспертизы является способность к обучению, под которой понимают способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.

    Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.

    Порядок организации домашнего обучение детей по состоянию здоровья

    На основании статьи 19 «Образование инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

    Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ определена Письмом Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06-1254. В соответствии с этими законодательными нормами при наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

    Количество часов в неделю в рамках домашнего обучения по общей программе предполагает следующее:

    • для 1 - 4 классов — 10 уроков в неделю;
    • для 5 - 8 классов — 12 уроков в неделю;
    • для 9 классов — 13 уроков в неделю.

    Домашнее обучение детей может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.

    Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителями:

    • желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем;
    • для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах);
    • при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

    Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в домашнем обучении:

    • включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально.
    • Во время домашнего обучения школа обязана:
    • предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
    • условия для промежуточной и итоговой аттестации;
    • документ государственного образца о соответствующем образовании.

    Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем образовательного учреждения, которые должны с ним заниматься.

    Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении:

    • то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования;
    • длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.

    Порядок оформления перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья

    Шаг 1. Получить медицинскую справку о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение

    • Чтобы получить разрешение на домашнее обучение ребенка по состоянию здоровья, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии из поликлиники, к которой приписан ребёнок.
    • Для получения справки нужно: обратиться к участковому врачу. Он выдаст направления на анализы, а также к другим врачам-специалистам для постановки диагноза; далее лечащий врач выносит заключение о рекомендации перехода на домашнее обучение.
    • Со справками, результатами анализов (или с медкартой ребёнка) и заключением необходимо: обратиться к заместителю главного врача по клинико-экспертной работе в поликлинике, отдать документы и получить решение комиссии в назначенное время.
    • В справке о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение должны быть 3 подписи: врача, который выдал документ, лечащего и главного врача поликлиники, и круглая печать поликлиники.
    • Данная справка действительна 1 год.

    Шаг 2. Собрать комплект документов.

    • Если в школе предусмотрена возможность перевода на домашнее обучение, то нужно предоставить следующие документы: справку о переходе на домашнее обучение, которую получили в поликлинике; заявление на имя директора школы.

    Шаг 3. Составить индивидуальный график и подписать договор со школой.

    • В графике должны быть отображены: предметы и количество их часов; также расписание, какие и в какие дни будут приходить преподаватели к на дом, чтобы проводить занятия и график аттестаций, по которым будет видна успеваемость ребёнка.
    • При домашнем образовании услуги преподавателей бесплатны, также школьник получает право пользоваться школьной учебной литературой. Во время составления индивидуального графика домашнего обучения, необходимо учитывать, что для преподавателей — это дополнительная нагрузка и не каждый учитель сможет приходить к ребенку на дом в самое удобное для вас время.
    • Помимо индивидуального графика домашнего обучения: между родителями и школой должен быть заключён договор на домашнее обучение, в котором указываются права и обязанности всех сторон (школы, родителя и ребёнка, как учащегося) и указываются сроки контрольных аттестаций.

    Шаг 4. Получить журнал учёта проведённых занятий.

    • На основе индивидуального графика школа должна выдать личный журнал учёта проведённых занятий.
    • В него должны заноситься данные по обучению ребёнка. Журнал должен полностью соответствовать заявленному плану домашнего обучения.
    • Приходящие преподаватели заполняют журнал, указывая пройденные темы, полученные оценки и заданное домашнее задание.

    Шаг 5. Получить аттестат.

    • На домашнем обучении ребёнок остаётся приписан к школе на время обучения. В зависимости от сложности заболевания, ребёнок может периодически посещать школу и общие уроки, также приходить на контрольные, промежуточные и итоговые аттестации. Всю эту информацию родители должны будут согласовывать, составляя индивидуальный график.
    • Таким образом, при сдаче ОГЭ, ребёнок вместе со своим классом сдаёт экзамены в установленное время и месте. В этом случае ребёнок получает аттестат стандартного образца. В случае, если заболевание не позволяет ребёнку покинуть дом или место лечения, школа берёт на себя организацию проведения итоговых аттестаций. Экзамены могут быть проведены дома, либо перенесены в связи с ухудшением состояния здоровья ребёнка.
    • Если ребёнок учится на домашнем обучении по индивидуальному графику или осваивает не полную программу, в таком случае школа также организует аттестации, согласно плану домашнего обучения ребёнка. В итоговом аттестате будут прописаны предметы, которые усвоил ребёнок.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie